Конструктивные особенности русской семиструнной гитары

За более чем двухсотлетнюю историю существования русской семиструнной гитары, подобно другим разновидностям этого инструмента, у нее сложились свои традиции исполнительской техники и конструктивные особенности самих инструментов. В этой статье мы сделаем краткий обзор характерных конструктивных особенностей русской семиструнной гитары.

Параметры грифа семиструнной гитары могут быть довольно различными, чёткого эталона, как в случае с классической гитарой, не существует. Ширина грифа, величина определяющая расстояние между струнами на верхнем порожке, может варьироваться в довольно широких пределах, мне доводилось встречать грифа от 43-х до 54-х мм у верхнего порожка.

Такой большой разброс вызван в первую очередь различной техникой для левой руки исполнителя, при игре с применением большого пальца удобнее узкий гриф и наоборот.

Не менее важное значение имеет расстояние между струнами на подставке, оно может быть как и довольно небольшим, около 55 мм между первой и седьмой струнами, так и, в случае с широким грифом, представлять собой пропорционально увеличенное расстояние между струнами классической гитары, то есть порядка 12 мм между соседними струнами.

Расстояние между струнами на подставке определяет ширину грифа на 12-ом ладу, в месте крепления грифа к корпусу.

Толщина грифа не отличается от ширины шестиструнных грифов.

Надо заметить, что расширенные грифа стали набирать популярность относительно недавно, с развитием классической манеры игры на семиструнке и подразумевают под собой применение исключительно синтетических струн.

Накладка грифа, как правило, имеет радиус, чем гриф уже, тем меньше его радиус (сильнее закругление), хотя встречаются и семиструнки с плоскими грифами.

Голова грифа сформировалась как прорезная, хотя до середины ХIХ века изготавливались инструменты с плоской головой грифа, имеющей форму лиры или восьмёрки, но подобные головы требуют применения специфической колковой механики.

Зачастую гриф семиструнной гитары имеет характерные черты изготовления инструментов, присущие ХIХ-началу ХХ века, шиповое соединение головы грифа с ручкой грифа, характерные переходы из ручки в пятку, но это скорей стилистические особенности и чётких правил и эталонов тут нет и быть не может. Анкерного стержня в грифе семиструнки нет.

Так же существовала традиция изготовления гитар с двумя грифами. Второй безладовый гриф нёс на себе две, три или четыре дополнительных басовых струны, предназначенных для расширения диапазона инструмента. Очень популярный на рубеже ХIХ-ХХ веков дополнительный гриф, заимствованный из Западной Европы, постепенно утратил свою популярность, столь значительно усложнять конструкцию гитары ради четырёх добавочных басов оказалось не совсем резонно, хотя есть поклонники двугрифных гитар, как с эстетической, так и с практической точки зрения.

Мензура семиструнной гитары имеет различные значения, встречаются варианты от 610 до 650 мм, которые можно отнести к полноразмерным инструментам. Отдельно следует упомянуть про гитары-терц и гитары-кварт, с мензурами 585 и 540 мм соответственно.

Они не являются уменьшенными, «детскими» или «дамскими» гитарами, как современные 1/2, 3/4 или 7/8, это полноценные инструменты, подобное деление гитар по величине мензуры так же естественно, как деление по величине мензуры у народных инструментов, домр, балалаек и т.п. Настраивались гитары-терц и гитары-кварт выше полноразмерной гитары соответственно на большую терцию или кварту (от ноты ре это фа и соль) и выполняли солирующую функцию.

Форма корпуса семиструнки может быть различной, это и довольно узкий и вытянутый корпус, и характерный, «краснощёковский» (от имени известного мастера середины ХIХ века), с максимально зауженной талией и почти одинаковой шириной верхнего и нижнего овалов. В ХХ веке начали изготавливать семиструнные гитары с формой корпуса классики.

Корпус семиструнки неглубокий, нижняя дека имеет большой радиус, который достигается за счёт радиуса пружин на нижней деке и за счёт значительной разницы в толщине корпуса у верхнего и нижнего клёцев и в зоне талии.

Схема пружин на верхней деке инструмента характерная, шерцеровская (по имени известного мастера ХIХ века), хотя и встречаются семиструнные гитары и с веерным и с крестовым расположением пружин, именно поперечные шерцеровские пружины, которые на других типах гитар смотрятся как архаизм, для семиструнки являются эталоном.

Крепление грифа к корпусу выполняется по 12-ому ладу. Традиционный способ крепления грифа к корпусу — подвижный, винтовой.

Этот вариант крепления для семиструнки является не просто нормой, он является традицией изготовления подобных инструментов.

В наше время винтовое крепление грифа незаслуженно дискредитированно, основной причиной этому: выпуск огромной массы советских ужасающего качества гитар с «грифом на винте». Поэтому в массовом сознании винтовой гриф ассоциируется с дешёвой, низкого качества гитарой, хотя в случае с семистрункой винтовой гриф традиционен и присутствует на инструментах самого высокого уровня.

Естественно, аккуратность исполнения этого узла должна быть намного выше, чем на советских фабричках.

Винтовой гриф — не есть архаизм или конструктивный недостаток инструмента, это традиция изготовления, которая так же важна для семиструнной гитары, как свои традиции для классической, свои традиции для вестерна.

С точки зрения звука инструмента, винтовой гриф имеет и свои преимущества перед вклеенным, как ни парадоксально бы это не звучало. С одной стороны, закрепив гриф к корпусу подвижно, с помощью винта, мы получаем менее жёсткую систему, которая в теории должна давать меньший сустейн, так как некая часть энергии колеблющейся струны поглощается этим подвижным узлом. Но на практике инструменты с винтовым грифом звучат ничуть не хуже, не беднее, и сустейн у подобных инструментов не меньше.

А с другой стороны, закрепив гриф к корпусу винтом, мы освобождаемся от необходимости приклеивать хвостовик накладки к верхней деке, это во-первых позволяет этому участку деки свободно колебаться, а во-вторых снимает необходимость в неизбежных усилениях внутри корпуса. В результате верхний овал гитары свободен, не скован, что позволяет деке резонировать более полноценно.

И, хотя встречаются семиструнные гитары с вклеенным грифом, именно винтовой гриф является характерной чертой русской семиструнки.

Подставка. Подставка семиструнной гитары традиционно кнопочная, имеет характерную форму, так называемые усики. Вместо косточки зачастую функцию нижнего порожка выполняет отрезок латунного или бронзового проката. Тем не менее, на многих более современных инструментах встречается подставка классической формы, что, в общем, удобнее для крепления синтетических струн и с акустической точки зрения подобная подставка предпочтительней.

Материалы и отделка. Материалы, применяемые в изготовление семиструнных гитар, в первую очередь определялись географическим фактором. Наиболее доступные в наших широтах материалы – ель и клён стали своего рода эталоном в изготовлении инструментов. Так же иногда использовалась береза и орех.

Кедровые деки во времена формирования семиструнки распространения не имели, поэтому дека семиструнки сделана из ели.

Для изготовления корпусов использовались порой и привозные породы древесины, палисандр и красное дерево, но всё же клён использовался намного чаще.

Гриф семиструнки так же, как правило, кленовый, на более дешёвых инструментах можно встретить берёзу.

Накладка грифа и подставка зачастую тоже делалась из более доступных в России материалов, хотя можно встретить на дорогих гитарах и палисандр и чёрное дерево.

Отделаны инструменты, как правило, очень красиво, встречаются совершенно потрясающие наборные канты, инкрустированные перламутровые розетки, круглые или выполненные в форме восьмиконечной звезды, зачастую – характерное украшение внизу деки.

Хотя во все времена изготавливались и более бюджетные инструменты, выполненные из более простых материалов. Многие мелкосерийные гитары начала ХХ века имели фанерный корпус и довольно скромный дизайн украшений.

Тем не менее, обильные украшения корпуса делают гитару не просто музыкальным инструментом, а произведением искусства.

Струны на семиструнной гитаре могут применяться как металлические, так и синтетические (до изобретения синтетики – жильные или шёлковые).

В отличие от шестиструнных гитар, у семиструнки нет чёткого разделения на «гитару по металл» и «гитару под синтетику», хотя, по логике вещей, синтетические струны удобней использовать на инструментах с расширенным грифом.

Мы надеемся, что этот краткий очерк поможет сформировать некое представление о русской семиструнной гитаре как о самостоятельном типе инструмента со своими характерными чертами.