М.Т. Высотский

Михаил Тимофеевич Высотский – замечательный русский гитарист первой трети 19 века. Он играл на семиструнной гитаре. Занимался активной педагогической и композиторской деятельностью. Наряду с А.О. Сихрой его относят к основоположникам игры на этом прекрасном инструменте.

Высотский был сыном крепостного приказчика в подмосковном имении М.М. Хераскова. Впоследствии он получил вольную, прикрепился к мещанскому сословию и в 1813(?) году переехал в Москву.

Считается, что Высотский был учеником С.Н. Аксенова. Он часто гостил у Хераскова и периодически с ним занимался гитарой. Но занятия эти были довольно редкими и бессистемными. Впоследствии он познакомил его с гитаристом Акимовым, на предмет занятий с ним, но тот уже ничему не мог научить Высотского. Видя талант юного гитариста, Херасков дал ему вольную. М.А. Стахович дает литературный портрет Высотского: Он «был среднего роста… Лицом худощав… В манерах он был скромен и застенчив; по душе чистосердечен и добр; В разговорах затруднялся, особенно с людьми выше себя по званию; он никогда почти не играл в концертах – не мог играть перед публикой».

Главная особенность Высотского и его преимущество перед другими гитаристами – это дар импровизации. Он мог импровизировать часами на одну и ту же тему все в новых оборотах, пассажах и прекрасных модуляциях. К сожалению не многие гитаристы могут похвастаться способностью «сочинять на ходу», а в академической музыке это вообще не принято. При этом они забывают, что И.С. Бах, например, был прекрасным импровизатором. К стати почти все сочинения Высотского проникнуты духом его музыки.

В истории не сохранилось каких-то знаменательных дат его жизни. Единственным достоверным источником является очерк М. Стаховича и некоторые воспоминания современников, записанные В. Русановым.

Из воспоминаний его учеников мы знаем, что он довольно небрежно относился к своим педагогическим обязанностям, мог их попросту прогуливать и уроки его состояли из проигрывания пьес совместно с учеником. Нотами он практически не пользовался. Все это говорит об отсутствии у Высотского серьезного подхода к преподаванию. Да и сам, по сути, он было музыкально не грамотен, но это ни в коей мере не отразилось на уровне его сочинений. Можно сказать, что свою неграмотность он с лихвой восполнял своим природным даром. И более того ни одно образование в мире не дало бы таких прекрасных сочинений.

Однако Высотский был знаком с крупными музыкантами своего времени – Д. Фильдом, А.И. Дюбюком и др. Они в какой-то мере его «просвещали», вероятнее всего именно от них он услышал музыку Баха, столь любимую им.

О сочинениях Высотского можно сказать, что в большинстве случаев это вариации (переработанные для печати импровизации) на народные темы, они обычно состояли из короткого вступления (интродукции), темы, 4-5 вариаций и коды, как правило, построенной одними аккордами в различных расположениях, с применением многочисленных обращений. У Высотского в отличие от других гитаристов в произведениях было много полифонии с насыщенными гармоническими оборотами и проведением в мелодии двух-трех мелодических линий. Разнообразна у него была так же и ритмика. Одним словом все музыкальные выразительные средства того времени он использовал, учитывая конечно стиль народной песни. Если бы он жил в наше время, несомненно, выразительные средства его сочинений многократно увеличились бы (современные гармонии, ритмы). В его творчестве совершенно не было искусственных подражательских приемов (барабанная дробь, постукивания и. д.), чем, к сожалению, насыщены произведения современных композиторов. По сути, отсутствие таланта, в таких произведениях подменяется внешне броскими приемами.

Среди его учеников получили известность А.А. Ветров, И.Е. Ляхов, М.А. Стахович, а так же ряд цыганских гитаристов И. Соколов, И. Васильев.

Вообще Высотский преподавал для разных сословий, к сожалению, среди них много было людей низкого культурного уровня. Его приглашали на многочисленные гулянки, празднества. Постепенно это стало образом жизни. Что в последствии и привело к ранней смерти.

После Высотского осталось достаточное количество произведений. В издательствах Ф. Стелловского и Гутхейля вышло 84 номера, по одному, два произведения в каждом. Впоследствии Русановым были опубликованы не вошедшие в собрания произведения. Таким образом, до нас дошло более сотни его произведений. Среди них есть и миниатюры. Это польки, вальсы, полонезы, видимо написанные специально для учеников.

Как правило, произведения Высотского сложны технически, но удобны аппликатурно. Все они написаны для семиструнной гитары. В наше время некоторые шестиструнники предпринимают попытки их сыграть. В принципе технически это возможно, но сточки зрения общего звучания, обертонов и тембра это, конечно, не идет ни в какое сравнение с семиструнной гитарой. Вся красота его сочинений в исполнении на шестиструнке пропадает, остаются просто «мертвые» ноты.

Из его произведений наиболее популярными являются: «Ах ты, матушка голова болит», «Ты пойди моя коровушка домой», «Люблю грушу садовую», «Пряха» и многие другие.

Еще в начале 20 века Русанов в одном из своих писем говорил, что «школа Высотского умерла вместе с ним». По сути Русанов оказался прав. К сожалению его произведения практически не исполняются современными гитаристами. На это есть несколько причин:

Они написаны для семиструнной гитары. А на этом инструменте практически никто профессионально не играет.
Переложения для шестиструнной гитары либо вообще не возможны, либо трудно играемы.
Эти произведения сами по себе очень сложны. Немного найдется исполнителей способных сыграть их на должном уровне.
Хочется надеяться, что Россия и весь гитарный мир заново для себя откроет замечательную музыку Михаила Тимофеевича Высотского – «гениального самородка». Но это произойдет только с возрождением русской семиструнной гитары.