Русская семиструнная гитара

Семиструнная гитара – это русский народный инструмент. Она появилась в конце 18 века. Своему становлению и развитию она обязана русской культуре и традициям. Русская семиструнная и Испанская шестиструнная гитара это родственные инструменты, технические приемы игры у них практически одинаковые. Их отличия, главным образом, кроются в строе и как следствие в уникальном репертуаре. 6-стр: ми, си, соль, ре, ля, ми. 7-стр: ре, си, соль, ре, си, соль, ре. То есть открытые струны семиструнки образуют соль мажорный аккорд, что дает звучанию богатую окраску и много интересных расположений аккордов.

Основоположником и популяризатором семиструнной гитары был Андрей Осипович Сихра(1773-1850), чех по происхождению. Первоначально он играл на арфе и видимо хотел добиться от гитары подобного звучания, шестиструнная гитара таким требованиям не отвечала, поэтому вероятно, именно Сихра изобрел семиструнку. Так или иначе, он сыграл глобальную роль в развитии этого инструмента, в его становлении и распространении. Им написана школа игры на семиструнной гитаре, к которой обращаются все поколения гитаристов семиструнников.

Следующей заметной фигурой был Михаил Тимофеевич Высотский (1795-1837), творчество которого достойно отдельного разговора.

1800-1830 годы были золотым периодом русской семиструнной гитары. Именно в это время родились лучшие произведения Высотского и Сихры. Появляется целое поколение гитаристов исполнителей на этом инструменте: С. Аксенов, Н. Александров, В. Морков, В. Саренко, В. Свинцов, П. Белошеин, А. Ветров, И. Ляхов.

Но уже в 40-е годы гитара приходит в упадок и становится «не модным» инструментом, прежде всего, в дворянской среде. На самом деле подобная тенденция заметна и в западной Европе, где шестиструнка так же постепенно угасает.

К концу 19 века начинается новый этап гитары. Прослеживаются первые признаки возрождения. И это, прежде всего, связано с такими именами как Александр Петрович Соловьев (1856-1911) – видный исполнитель и педагог, он создал свою школу игры (1896 год) и воспитал многих учеников, таких как, В. Русанов, В. Успенский, В. Юрьев, В. Березкин.

Валериан Александрович Русанов (1866- 1918) – известный историк и пропагандист семиструнной гитары. В 1904-1906 годах он издавал журнал «гитарист». В начале века его фигура была очень заметна среди гитаристов. Ему принадлежат замечательные очерки о Высотском и Сихре.

Советский период семиструнной гитары не однозначен. Он характеризуется возникавшими «столкновениями» шестиструнников и семиструнников. А так же довольно частыми нападками на семиструнную гитару со стороны властей. Этот инструмент считался пережитком старого мещанского уклада, который конечно не мог соответствовать новой советской действительности.

В 20-30-е годы у нас гастролировал известный испанский гитарист Андрес Сеговия. Его великолепная, для того времени, игра на шестиструнной гитаре покорила наших соотечественников. И вот после этого как раз начались бесчисленные споры, какая гитара лучше. Многие посчитали, что семиструнка давно не выдерживает конкуренции с западной гитарой. А на самом деле проблема была не в гитаре, а в исполнителях. Так вот уж сложилась, что своего «Сеговии» на тот момент у нас не было. Высотский давно умер, а Сергей Орехов еще не родился. Поэтому приходилось терпеть мерзкие статьи в газетах П. Агафошина, кстати, в прошлом тоже семиструнника и др.

Прошла Великая Отечественная война, началась новая жизнь, со своими заботами, проблемами и надеждами. В 50-е годы стала восходить яркая звезда С. Орехова. В те годы выросло новое поколение семиструнников. Это М. Иванов, В. Юрьев, В. Сазонов, Р. Мелешко, В. Вавилов. Они много сделали для развития гитары: выпускали свои самоучители, школы, делали записи на радио, телевиденье, выходили их пластинки и книги. Но время не стояло на месте, в Советский Союз постепенно стали проникать новые западные веяния и в том числе музыкальные – блюз, джаз, рок со всей ему присущей атрибутикой, неотъемлемой частью которой была шестиструнная гитара. Несомненно на фоне всего этого семиструнка выглядела отстало и старомодно. К началу 70-ых годов она стало уходить на второй план по всем направлениям: как классический инструмент, как инструмент применяемый в джаз, рок-ансамблях, а так же как инструмент применяемый любителями для простого аккомпанемента. Самое главное понять, что явилось настоящей причиной связанной с особенностями и недостатками инструмента, а что было просто модой, экспансией, глупостью или ошибкой…

Несомненно сохранялось еще инертное движение и даже были свои интересные незаурядные семиструнники – Б. Окунев, Б. Ким и конечно С. Орехов, который повлиял на всю гитарную общественность страны.

В 80-90-е годы, в эпоху перемен когда все рушилось и менялось семиструнная гитара сошла практически на нет. Гитаристы старого поколения доживали свой век с тоскою глядя в будущее и уже казалось, что этот инструмент так и уйдет в никуда никем незамеченный и всеми забытый. Но все же самые мрачные оценки на этот счет были опровергнуты самой жизни. В 21 веке началась новая история семиструнной гитары. Гитаристы классики стали открывать для себя огромные возможности семиструнки в исполнении барочной музыки, барды открыли для себя легкую возможность семиструнки играть в достаточно большом количестве тональностей без приема барре и использования каподастра, блюзмены – удобное исполнение пентатоники во всех позициях. Многих к этому инструменту привела неповторимая игра Орехова, в популяризации которой не последнюю роль сыграл интернет.

Между представителями семиструнной и шестиструнной гитарой уже нет никакого спора и никогда не будет. Каждый строй имеет свои преимущества и недостатки, но в эпоху глобализации, китайских кроссовок, «пепси-колы» и прилизанного саунда поп, рок-групп люди тянутся к оригинальным, интересным звучаниям. И в этом поиске открывается много интересного, забытого… Одним из таких открытий и явилась семиструнная гитара.